Итак, Вы решили купить гитару. Если у Вас богатый опыт обращения с инструментом или у Вас есть однозначные указания - какую модель выбрать, можете эту статью не читать. Однако опыт показывает, что большинство покупателей недорогих гитар крайне смутно представляет, ЧТО им нужно. Отчасти поможет прочтение других статей на этом сайте и КАТАЛОГ, где можно
увидеть гитары разных типов и марок. И все же этого часто бывает недостаточно. Поэтому здесь мы попробуем изложить алгоритм поиска еще раз...
При покупке гитары принципиальными вопросами являются:
тип струн, который Вы предполагаете использовать
количество денег, которое Вы можете потратить на покупку.
Синтетические (в прошлом - жильные) струны устанавливаются на "классическую" гитару. Нагрузка от таких струн вдвое-втрое ниже, чем от металлических. Инструмент под такие струны должен быть легкий и - неизбежно - менее прочный. "Классическая" гитара "оптимизирована" под синт.струны, она под ними "звучит", но металлические струны могут разрушить ее очень быстро,
независимо от качества и цены инструмента. На "классике" обыкновенно играют в музыкальных школах, именно эту гитару преподаватели рекомендуют приобретать для своих учеников. Бывают исключения - особенно в гитарных кружках, не имеющих выраженной "классической" направленности. Так что этот вопрос надо обязательно прояснить у преподавателя, если Вы покупаете гитару для учебы.
В России НЕ производят гитары под синтетические струны (кроме мастеровых). Поэтому нет смысла покупать бобровскую гитару и ставить на нее синтетику - ЭТО играть не будет, оно сделано под металлические струны.
Для начального изучения можно использовать дешевые азиатские гитары. Очень распространенная (и неплохая по качеству) "классика" китайского производства - HOHNER HC-06. Хорошо себя зарекомендовали румынские гитары HORA.
Самая известная из учебных гитар - чешская CREMONA (STRUNAL). В ценовом диапазоне 150-200$ это лучшее, что можно приобрести. Дальше начинаются "нормальные" испанские бренды: Sanchez, Rodrigues, Lorca, Alhambra. Но покупать "настоящего испанца" для первых лет обучения нет необходимости.
"Классика" азиатского происхождения (ARIA, YAMAHA, и нек.др.) в большинстве соответствует своей цене, однако всегда уступает по качеству равноценным европейским гитарам. Возможно,
причина этого в источнике технологии гитарного производства в Азии - эти технологии традиционно заимствовались из Америки, а там преобладают свои специфические и "неклассические" представления. Кроме "серьезных" азиатских марок, на рынке можно встретить китайские "самодеятельные" гитары (BARCELONA, FLORECIA, Tone BEAT, LAZER...). Они дешевле, чем румынские или индонезийские гитары, но качество их почти всегда сомнительное. Дело не в географии изготовления ( HOHNER HC-06 тоже китайский), а в необъяснимой потребности китайцев изобретать велосипеды и халтурить, если они делают что-то самостоятельно, без лицензии.
Если у Вас нет определенности - какие струны Вам нужны - обязательно выясните это у знакомых или преподавателя. Это надо сделать ДО покупки гитары. Потом будет поздно, - ибо печальна участь тянущего синтетику на "вестерн"...
Гитары под металлические струны в изобилии выпускаются в нашем отечестве. Изначально русская гитара была с металлом (см. "купите мне гитару, серебрянные струны...")
Из дешевых и небольших можно порекомендовать "Звенигород".
Побольше корпус у нашей "Креолы", "Петергофа". Но следует понимать, что такие гитары не могут блистать акустикой и точностью строя. Начинать учиться на гитаре за 30$ - экстремальное удовольствие. Тем более не следует покупать совсем дешевую гитару ребенку, если вы желаете, чтобы он играл дальше. Назначение таких гитар - "расходное", для походных целей или для трудной жизни в подворотне. Тут ее живучесть и неприхотливость весьма кстати.
Дороже гитары с пластиковым корпусом ЛАДА и украинские ТРЕМБИТА. Ожидать от них чудес тоже не приходится, но подросткам для бдений годится.
Основная масса акустических гитар любительского класса (70-150$) давно уже делается в Китае. Поскольку в этой стране много чего делается (в смысле качества), следует ориентироваться на распространенность бренда и физиономию продавца. В России хорошо знают марки Samick и Martinez, позднее появился Adams. Есть дредноуты у румынской HORA. Если даже название марки вам ничего не говорит, но магазин дает на гитару нормальную гарантию (не менее полугода), можно такую гитару покупать - это означает, что продавец знаком с брендом и ручается за него. Как правило, акустика такого класса имеет ламинированную деку.
Затем идут гитары так называемого "продвинутого любительского класса". По точности изготовления это еще не профессиональные инструменты, но материалы и отделка заметно лучше. За 150-250$ уже можно купить Phil, топовые модели Martinez и Adams.
Еще дороже и качественнее чешские вестерны и джамбо - Cremona(Strunal). Эти гитары являются прекрасной заготовкой для последующего "тюнинга", но можно использовать их и в первозданном виде. Похожие цены имеют гитары Lorance мастера Стрельцова.
Отдельно следует сказать о недорогих моделях под дорогими брендами - Fender, Ibanez, Yamaha, Epiphone. Сами по себе это знаменитые и заслуженные бренды для профессиональных музыкантов. Но дешевые модели с такими названиями не имеют прямого отношения к прародителям и производятся на тех же китайских фабриках, что и например Martinez. Качество их такое же, но цена обычно выше из-за "премии за бренд". "Настоящие" гитары под громким брендом стоят на порядок дороже.
Акустические гитары с ценой выше 400$ не используют для любительских целей. А рассказывать серьезным музыкантам про их гитары в рамках обзорной статьи как-то странно...
Если все же возникла потребность купить хороший инструмент - например, в подарок - следует подробно разузнать вкусы одаряемого гитариста, чтобы не промахнуться. Среди профессиональных брендов есть модели с ценой 400-600$, например русский Lorance-Sense или чешский Furch D-40CM.
Это, так сказать, стандартные типы гитар. Все гитары похожи (внутри типа) и копируют друг друга - старшие младших. Найти отличия между китайским Martinez и китайским же Fender почти невозможно. Цена определяется материалами и фурнитурой с одной стороны, и престижностью бренда - с другой.
Особый случай, если Вам нужна "нестандартная" гитара, например с широким грифом и металлическими струнами. Массово такие гитары вообще никто не делает. Шире обычного гриф у чешских вестернов D977. Есть модель LR у финской Landola. И есть гитары Master из Улан-Удэ, которые впятеро дешевле Landola... Так что ищите - и обрящите.
О размерах гитары. Неплохо помнить о физических размерах будущего владельца гитары. Умка, конечно, играла и на вестернах, но вообще-то для девушки или подростка лучше приобретать что-то поменьше и полегче, тем более для ребенка 9-12 лет. Учиться проще на классике с синтетическими струнами, пальцы меньше страдают.
О 12-струнках. Совсем дешевые делают и на рос.фабриках, например в Боброве и на Музе. Есть 12-струнки львовских фабрик. И конечно, много китайских и корейских гитар. Следует учитывать одно: 12-струнка - это такой "гитарный джип", нагрузки на эту гитару вдвое-втрое выше, чем на обычную гитару. Поэтому никакие компромисы с прочностью здесь невозможны.
И сделать такую гитару совсем дешево также нельзя. Поэтому если ищете 12-струнку, готовьтесь потратить минимум 150-200$. Иначе вместо джипа купите "паркетник", который развалится после первой канавы...
Удачная недорогая 12-струнка Martinez-802-12. Хорошо живет HORA 12205. Традиционно лучше прочих - Cremona D980, J980.
О 7-струнках. Это русский строй, поэтому предложение ограничено в основном дешевыми фабричными гитарами с соответствующим качеством. Если нужна гитара все же более приличная, есть 7-струнки Master. Есть 7-струнная модель у Martinez. Но вообще предложение очень ограничено. Проще переделать у мастера 6-струнку.
О гитарах с пьезоснимателями. Темброблок можно поставить на любую гитару уже после покупки. Если предполагается, что пьеза будет использоваться редко, лучше ничего не пилить и не сверлить, а пользоваться съемным оборудованием. Иначе так и будете таскать внутри гитары кучу ненужных железок - а они действуют на живой звук гитары далеко не лучшим образом.
Всегда существует разумное соотношение цены гитары и цены оборудования. Бессмысленно ставить Fishman на китайскую гитару, там достаточно китайского небрендового датчика, разницы Вы не почувствуете. Качество звукосъемных брендов востребовано при включении в линию на сцене или при студийной работе. В прочих случаях лучше не забивать себе голову, выбирать гитару по живому звуку, а недорогой темброблок поставить после покупки.
О мастеровых гитарах. Такие гитары бывают очень разные - по цене и качеству. Начинающему лучше вообще с ними не связываться, ибо до 80% стоимости такой гитары - имя мастера и нюансы звучания, о которых можно спорить. Но только мастеровая гитара является музыкальным инструментом в полном смысле этого слова. Самая навороченная фабричная гитара - всего навсего подделка под мастера.
|